пятница, 13 декабря 2019 г.

ТРИ ДЕВЫ НА ЛИКИЙСКОЙ ТРОПЕ

Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать.
Н.М. Пржевальский

Идея поездки созрела в моей голове давно, поэтому с лета начала агитировать народ присоединиться к приключениям. В итоге штурмовать Ликийскую тропу согласились мои подруги, Наташа и Таня.

Нас на самом деле трое, просто Таня за кадром ( :
Купили дешёвые билеты до Анталии из Москвы за 3800+ RUB, составили список снаряжения, а вот планировку маршрута оставили на самый последний момент. За пару дней до отъезда мы ознакомились с замечательным и очень полным отчётом Павла Руденко о Ликийской тропе, а ночью в автобусе Минск-Москва я с Наташей сгенерировала план передвижения по маршруту.
У нас был какой-то план, и мы его не придерживались…
Мне кажется, поездка бы считалась успешной, если бы мы даже застряли в Анталии на две недели: девчонки полетали впервые на самолете, посидели у иллюминатора и истратили весь заряд батареи на фотографии с высоты, да и все мы оказались в месте, где на тротуаре валяются финики, с деревьев свисают спелые экзотические фрукты – то, что надо для авитаминозных славян!
Да, нас может впечатлить даже финиковая пальма!
 Анталия, правда, меня придавила своей толпой, медлительностью. Очень хотелось сбежать в лес, но побег мы совершили только ночью, доехав на автобусе до посёлка Гёйнюк за 9 лир (≈1,5$). Здесь в ночи мы поставили палатку на берегу Средиземного моря, а я улеглась в гамак, который мне очень вовремя подарили друзья перед поездкой.
Качаясь в гамаке, размышляю о том, что вот сейчас жизнь прекрасна! Ни забот, ни проблем – сплошная Akuna Matata. Кайфую от того, что нет интернета и нет возможности листать полотна в инстаграме, постить глупости и оставлять комментарии, и о чатах можно позабыть!
Чилл
Наташа и Средиземное море
На рассвете подсматриваю, что происходит кругом: какой-то абориген собирает бутылки, на дереве перекрикиваются вороны, соседи вылезают из палатки, кто-то наяривает километры в море… Турецкая пастораль.
Скучала по морю, а тут сплошное раздолье на тропе: очень часто маршрут выносит путешественников на берег Средиземного моря. Я каждый раз пользуюсь моментом, несмотря на погоду, ныряю с маской и купаюсь до судорог и синих пальцев. Потому что ближайшее море, которое я увижу – Минское: оно чуть больше лужи, а если захотите туда нырнуть зимой, то лучше возьмите коньки и катайтесь по обледенелой поверхности моря.
Топовое место в Гёйнюке, конечно, – каньон. Павел в своем отчёте поделился, как сэкономить 9,5 лир (именно столько теперь стоит проходной билет) и обойти пост охраны. Специально сходим с тропы влево, к реке, но, оказывается, что для таких хитрых туристов поставили дополнительный пункт сбора денег.

Дорога к каньону
 Мне кажется, что это хорошая затея вернуться немного назад и найти другой обход уже справа, как предложила Таня. Но что-то я забыла, кто такая Таня. Я в январе ходила с ней в машинный поход к Сурскому водохранилищу, обернувшийся в пеший с толканием машины в снегу по самую развилку... Да-да, в тот самый поход я прочувствовала суть русского народа: самим себе создать проблемы, а потом вместе их весело и задорно решать!
Мы час пробивались через колючки, склоны и скалы, чтобы проскочить пункт оплаты. Я размышляла о том, что Наташу муж больше не пустит никуда со мной, даже до ближайшего продуктового магазина. Это мы с Таней можем спать голыми в снегу, чистить зубы сосновой веткой и вальсировать по чигирям, а Наташу мы такими вещами ещё не испытывали… но в итоге она поняла, зачем это всё.
Наш план-капкан срабатывает! Исцарапанные, в меру довольные приключениями выходим к каньону. Теперь у нас есть в запасе чудоковатая история и фотографии потрясающих видов.
Я впервые в каньоне, разглядываю скалы всякие разные: от супергладких до витиеватых рельефных, – и прикидываю: насколько интересно было бы тут полазать?

Виды каньона

Конечная точка. Дальше верботен
В этот день проходим всего лишь 7,5 км вместо задуманных 20. Но это особо не беспокоит. Главное в нашей поездке – получать удовольствие, а не бежать гонку на время, хотя иногда я об этом забывала, ведь из меня рвалась знаменитая мультигонщица.
Весь следующий день идём по лесу, а из ярких приключений нас ждала только встреча с крабиком. Что он делает тут – непонятно. Дали ему имя «краб-олень».
В целом, тропа в ноябре безопасна. Так и не удалось сесть задницей на скорпиона, нам встретилась лишь одна змея, и то только потому, что её заметила наблюдательная Таня. К сожалению, сезон черепах давно закончился, и эти пресмыкающиеся где-то бороздят водные просторы, а не маршируют перед туристами. Много бродячих собак, иногда они агрессивно лаяли, но за икры нас не кусали.
Дорога снова ведёт по каньону, где лазаем по белым камням и лестницам, которые, как потом выяснилось, сделал хозяин «Doga camping». Собственно в этом кемпинге мы застреваем на сутки. Пришли туда к сумеркам, угостились чаем, а потом понеслось: а давайте мы вас покормим, спать положим, душ дадим. Запах жареной рыбы покорил, и мы разбили палатку прямо на террасе кемпинга.

Тропа пролегает по таким живописным местам!
Краб-олень. Кажется, он знает приёмы кунг-фу!
Наташа радуется среди каньона! А мы за кадром вместе с ней делаем тоже самое.
 С моей повышенной тревожностью мне казалось, что вот-вот должен начаться сюжет из какого-нибудь ужастика, где сначала всё мирно-тихо, а потом заботливые хозяева расчленяют своих гостей.
Триллера не было, зато была мелодрама. Нас настойчиво не отпускали и на следующий день, одаривая фруктами из соседского сада, обедами, комплиментами и что вам там вообще делать на этой тропе? У меня, если честно, от местного «чок гюзель» (тур. «очень красивый/ая») закатывались глаза и слышался хруст костей. Это «чок гюзель» преследует повсюду, в какой бы точке Турции не оказалась славянская дама…

Для меня в этом кадре вся суть нашей поездки: контраст мягкости и колючести
 Но как бы кто из нас не относился к этому чрезмерной заботе, нужно было собирать баулы и убегать в деревушку Гедельме. В ночи поставили палатку где-то около деревни. В выборе места под палатку ориентировались на заранее скачанную карту, где были нанесены тропа, места под палатку и отмечены источники воды. Почти всегда пункты питья совпадали с реальностью, но, несмотря на это, мы носили с собой три литра воды. Так, на всякий случай. Кстати, с кемпингами в диких условиях мы тоже не испытывали проблем: карта в этом очень помогала.
Наташу не остановить в её ликовании!
После установки лагеря под Гедельме традиционно разожгли костер и поужинали. У Тани, наверное, на уровне генов зашита функция на новом месте искать дрова, разводить костёр и поддерживать его параллельно колдуя над ужином. Я лишь скучала по гамаку, тут его негде было повесить. Спать в палатке я совсем отвыкла. Да и грех в теплой Турции зашиваться в палатке...
Наш четвёртый компаньон на тропе
Утром бродим по Гедельме и тщетно пытаемся найти дешёвый транспорт до Кемера. В итоге ловим попутку, объясняя жестами водителю, что нам надо в Кемер.
Знаете, лучший автостоп в Турции на пикапе, который ведёт старый дед: все наши рюкзаки и тела могут поместиться в такую большую тачку, и водитель не будет повторять «чок гюзель», а молчаливо довезёт до конечного пункта.
Сфоткай меня типа я скалолаз
В центре города как полоумные собирали финики, вдоволь насладившись охотой на экзотические плоды, закупились ништяками и направились на пляж разбивать лагерь.
Но тут не все так просто. Нас пытался выкурить с пляжа какой-то надушенный лакей в облегающей кофточке, талдыча, что «отеля бич, нельзя». Пришлось накрутить бессмысленные километры по пляжу и примоститься на общественном. Пожарили маршмелоу, запили гранатовым вином (это очередная достопримечательность Турции) и улеглись спать.
Утром в нас пальцами тычила полиция, полисмены фотографировали лагерь и его обитателей и улыбались. Они радостно сообщили, что тут нельзя ставить палатку. Хотя после совещания защитники спокойствия нам разрешили продолжить тусить на общественном пляже.
Чешем вдоль трассы к автовокзалу, чтобы уехать в Улюпинар. Оказалось, что автобусной остановкой в Турции может стать любое место. Мы грустно перебирали ногами в сторону автовокзала, как вдруг со встречной полосы нам просигналил водитель и предложил доехать в Кемер. Мы, конечно, залезли в бус. В Кемере на трассе снова материализовался транспорт, который доставил нас до Улюпинара. Теперь проезжать, а не проходить тропу стало нашим способом перемещения.

Лапки морских котиков
Нашли братишку нашего оленя в Кемере

Из Улюпинара каких-то 3 км по потрясающим фэнтезийным лесам, и мы уже глазеем на огни Химеры. По-моему, это чудо! Из земли вырываются языки пламени. Древние говорили, что огонь появился после того, как злобное чудовище Химеру какой-то древний супермен убил, а его конь Пегас втоптал тело в землю. Вот с тех пор чудовище лежит под землёй и извергает пламя. А в реальности всё прозаичнее: природный газ выделяется из рельефа и на воздухе воспламеняется.

Популярная поза для наших фото ( :
Всё идеально в этой цветовой схеме

Мы, конечно, за это удовольствие ни заплатили ни одной лиры, потому что пришли с обратной стороны: и там, где местные доят туристов, мы выходили.
На склоне горы повстречали девушку из Словакии и её парня из Чили, ребята жарили маршмелоу на языке пламени, угощали и нас. Вскоре подрулил Максим, который тоже путешествовал по тропе. Мы впервые встретили туристов на маршруте, поэтому, конечно, объединились с Максимом и вместе готовили обед прямо на легендарном пламени.

Те самые огни
Погода всё наше путешествие была к нам благосклонна, лишь на Химере облачка нас немного взбрызнули дождиком, а в заключительный день лило так, что никакие эпитеты не подойдут, чтобы описать этот ливень!
Спуск с Химеры ведёт в небольшой курортный городок Чиралы, который в ноябре уже дремлет. Ночуем недалеко от моря, а утром наслаждаемся волнами, кораблями, стаями рыбаков и дружелюбных псов, снующих по пляжу без дела. Турция кажется такой расслабленной, словно тут никто не работает… все пьют чай, курят и громко обсуждают что-то (и это явно не важные дела).
Вид с огней Химеры. Где-то внизу Чиралы
Чиралы
Чиралы - родина черепах
В туристический сезон из Чиралы можно уехать до трассы на рейсовом автобусе, который ходит один раз в час, но в ноябре, конечно, его не было. Конечной точкой нашего маршрута стал город Финике, до которого мы домчались из Чиралы автостопом. Снова на пикапе, а за рулём местный дед. Он пытался что-то нам рассказать на турецком, но его удивительным образом понимала только Таня. Тане, если эту деву выбросить в чужой стране, её навыков русского в сочетании с мимикой и жестами и цепким умом хватит, чтобы не только выжить, но ещё и грандиозно время провести!

Побережье в Чиралы
Финике
 Когда водитель открыл бутылку пива, то я подумала, что в системе пошёл с бой, а потом махнула рукой. На половине бутылки водитель решил поинтересоваться: не против ли мы, что он пьёт? Нет, мы не против. В утешение протянул нам пачку сигарет…
В Финике долго плутали по улицам, которые вели вверх. Дома растут друг над другом, местные выглядывают из окон, чтобы посмотреть на трёх чудиков с баулами, а море плескается себе и плескается где-то внизу – ему нет дело ни до чего...
С ночёвкой в Финике было всё неясно: maps.me молчал о кемпингах, берег не подходил из-за того, что его изрезала трасса. Пришлось изобретать. Залезли на какой-то холм и расположились среди руин, фантазируя о том, какие битвы здесь могли происходить и как давно…
Утром меня спугнул из гамака дождь, и я перебралась к девчонкам в палатку, а вскоре нас уже всех вспугнула бешеная цыганка. Поднялись мы под ор этой дамы, которая решила к своему выступлению добавить метание камней в палатку. Что хотела эта сумасшедшая никто не понимал, даже Таня с её суперспособностями. Пришлось в ответ наорать на эту взлохмаченную бабу и собраться так быстро, как мы могли…

Наташа в Финике
Финике
Серия фотографий "Коты-мотоциклисты"
Остудили свои мозги в забегаловке, где хозяин угостил чаем и посоветовал сгонять в Лимру – это античный город, который находится в семи километрах от Финике. Мы поплелись вдоль трассы до этих развалин.
За пару километров до цели нас подхватили то ли турки, то ли курды и довезли до Лимры, устроив ещё и экскурсию. Я ошалела от количества древностей, всяких колонн, гробниц, а последней каплей в моём безумии стал неплохо сохранившийся театр! Обожаю за это турецкую землю, которая дышит стариной, где на каждом повороте можно наткнуться на античную гробницу или врезаться лбом в древнюю оборонительную стену!

Лимра
Играю в античном театре
Если подняться по чужим огородам чуть выше от Лимры, то можно насладиться старыми комнатками, которые выдолблены прямо в скале. Настойчиво рекомендую! По дороге не забудьте сорвать огурец.
Девчонки выбирают себе летний домик в Турции

Дреееевние квартиры
На этом наши приключения на Ликийской тропе закончились. За неделю мы прошли наикрасивейшие 55 км и проехали столько же!
В Анталии нас ждал самолёт до Стамбула. Телепорт в Стамбул – в самый густонаселённый город Европы, стал контрастным душем после тропы. Я хотела прикинуться мёртвым опоссумом, лишь бы не быть среди толпы. Но, балык экмек (Balık ekmek, а нежно – «рыба между булок»), бесчисленные мечети, Босфор растопили мою неприязнь к легендарной столице. А если ещё взять чай, огромное безе и рассесться на подушках в кафе на берегу Босфорского пролива, то точно можно возродить мою страсть к Стамбулу.
Ещё находясь в Стамбуле, я ощущала, что наша турецкая поездка была так давно. Хоть события были очень яркими, многие воспоминания покрылись кракелюром… Дикий автостоп, побег от назойливых турков, битва с цыганкой среди старых развалин, ламповые вечера на берегу – всё тускнело.
Ночевки у моря, гамак на деревьях, соленый воздух и шум волн абсолютно разжижают мои мозги. Наконец-таки, в голове не роется тысяча и одна мысль, которые превращаются в дисгармоничный хор, доводящий до приступов депрессии. Всё отключилось. Кажется, что я так могу пролежать-просидеть вечность словно медитирующий Будда. Самое прекрасное, что я ловила в жизни!
Так что тропа рекомендуется всем, кто хочет отдохнуть среди экзотики, в меру поматрасничать и в меру попотеть. С неё легко уйти, променяв пешую прогулку на автостоп, план маршрута настолько гибкий, что не стоит переживать о времени и спешке. Всё здесь исполняется само собой…
Фото: Наталья Шлейко и Татьяна Романова

pikachu комментирует...

Hiker trash :)

Hanna Aleksandronets комментирует...

My life style ;)

Unknown комментирует...

Наташа на этом фото похожа на КП: https://1.bp.blogspot.com/-zS1oebUcniw/XfNVhZfag7I/AAAAAAAARNQ/nKSb7KL0HvQEnFOuNltNtIkcB2jJgHi3wCEwYBhgL/s400/IMG_20191121_121208.jpg

Hanna Aleksandronets комментирует...

Валера, ето ты!

Unknown комментирует...

Привет) От Гейнюка нужно было идти по левому берегу реки, там поста не должно быть)